Передвижные опалубки

общее описание, типы, технологии, преимущества и недостатки

26.12.2025
© Компания «Мераком». Под редакцией Александра Журавлёва

Передвижную опалубку применяют в строительстве для формирования протяжённых бетонных элементов. Ее устанавливают на специальное приспособление и постепенно перемещают в процессе или после бетонирования.

Типы передвижной опалубки

Рассмотрим несколько типов передвижной опалубки:

  • Скользящая опалубка — это вертикально перемещаемая опалубка, которая движется непрерывно и применяется при возведении конструкций (стен) без перекрытий между этажами.
  • Подъёмно-переставная опалубка — это опалубка, которую после заливки бетона и набора им прочности отсоединяют от конструкции и перемещают вертикально на следующий ярус.
  • Горизонтально-перемещаемая опалубка — это опалубка, которую после затвердевания бетона перемещают в горизонтальном направлении.
Скользящая опалубка

Скользящую опалубку используют, когда требуется непрерывное возведение высотных сооружений. Ее применяют при строительстве ядер жёсткости, силосов, шахт, стен зданий и других конструкций.

Скользящая опалубка состоит из щитов, которые плавно и непрерывно поднимаются строго в вертикальном направлении. Подъем осуществляется с помощью домкратов — гидравлических или электрических, количество которых определяется расчётом. Щиты имеют коническую форму, что позволяет уменьшить трение между бетоном и элементами конструкции.

Возведение цилиндрических сооружений при помощи скользящей опалубки
Возведение цилиндрических сооружений при помощи скользящей опалубки

Система опалубки включает следующие элементы:

  • щиты одинаковых размеров, установленные в два ряда;
  • опалубочные балки для фиксации щитов;
  • домкратные рамы, удерживающие палубу с подвесными подмостями;
  • домкратные стержни, обеспечивающие несущую способность опалубки;
  • домкраты.
Скользящая опалубка. Унифицированная схема.
Скользящая опалубка. Унифицированная схема.
Принцип работы скользящей опалубки

Выделяют следующие этапы работ:

  • Этап 1. Щиты собирают в два ряда и фиксируют домкратными стержнями к домкратной раме, после чего сверху на них устанавливают домкраты.
  • Этап 2. Установка щитов по всей длине конструкции (периметру или окружности) и их закрепление.
  • Этап 3. Формирование части конструкции: армирование, заливка бетона, его уплотнение и выдерживание до набора начальной прочности.
  • Этап 4. После первоначального схватывания бетона опалубку с помощью домкратов перемещают вертикально вверх. Скорость подъёма щитов может достигать 30 см в час. Затем этапы 3 и 4 повторяются до полного возведения конструкции.
Преимущества и недостатки скользящей опалубки

Преимущества

  • Обеспечивается непрерывный цикл бетонирования за счет постепенного подъёма щитов вместе с палубой.
  • Перемещение опалубки осуществляется без демонтажа щитовых элементов, что исключает дополнительные этапы монтажа и демонтажа.
  • Применение скользящей опалубки значительно увеличивает скорость строительства при возведении элементов без большого количества проёмов, отверстий, закладных деталей и других усложняющих факторов.

Недостатки

  • Эффективность технологии снижается при нарушении графика работ, сбоях поставок бетона или увеличении временных затрат на отдельных этапах. Метод требует непрерывной подачи бетонной смеси и строгого соблюдения технологического режима.
  • Для работы со скользящей опалубкой необходимо привлечение высококвалифицированных специалистов.
  • В зимний период использование данной технологии приводит к удорожанию работ.
  • При возникновении дефектов бетонирования их устранение требует дополнительных затрат.
Подъёмно-переставная опалубка

Подъёмно-переставную опалубку применяют при строительстве:

  • гидротехнических сооружений (дамб, плотин, шлюзов, очистных сооружений);
  • конструкций конической и цилиндрической формы (бетонных силосов, труб, градирен);
  • заводов и других промышленных объектов;
  • коммерческих объектов, в том числе паркингов;
  • подпорных стен, фундаментных стен и других конструкций с односторонним бетонированием.
Подъёмно-переставная опалубка
Подъёмно-переставная опалубка (источник https://www.stalformint.ru/)

Подъёмно-переставная опалубка представляет собой систему стальных опалубочных элементов или консолей, перемещаемых по вертикали и обеспечивающих поярусную заливку без полной распалубки системы. Как правило, она состоит из:

  • внутренних и наружных щитов;
  • крепёжных элементов;
  • подъёмных и поддерживающих устройств;
  • рабочих площадок.

Анкерные элементы должны обеспечивать надежную фиксацию и крепление опалубочной конструкции к возводимому сооружению.

Подъёмно-переставная опалубка применяется как в одностороннем, так и в двустороннем варианте
Подъёмно-переставная опалубка применяется как в одностороннем, так и в двустороннем варианте
Принцип работы

Главное отличие принципа работы подъёмно-переставной опалубки от скользящей заключается в том, что бетонирование выполняется поярусно. После набора бетоном проектной прочности щиты отделяют от конструкции, после чего домкратами или подъемными кранами опалубку перемещают на следующий уровень.

Принцип работы подъёмно-переставной опалубки
Принцип работы подъёмно-переставной опалубки
Преимущества и недостатки подъемно-переставной опалубки

Преимущества

  • Минимальное трение о бетон, что снижает риск повреждения поверхности конструкций и уменьшает усилия при подъеме щитов.
  • Возможность выполнения строительных работ на значительных по площади участках.
  • Совместное перемещение опалубки и вспомогательных элементов снижает потребность в складировании между переходами с одного яруса на другой.

Недостатки

  • Необходимость применения тяжелой строительной техники при работе со щитами большого веса.
  • Требуется строгий контроль вертикальности перемещения щитов, так как наклон конструкции недопустим.
  • Дополнительные затраты при повреждении или износе щитов.
  • Необходимость организации специальных условий хранения опалубки в период неиспользования.
  • Появление горизонтальных рабочих швов, требующих дополнительной обработки.
Горизонтально-перемещаемая опалубка

Горизонтально-перемещаемая опалубка, также называемая катучей, устанавливается на рельсовую платформу и применяется для бетонирования протяженных горизонтальных конструкций. С ее помощью возводят тоннели, коллекторы, мосты, каналы, железобетонные стены, плиты и другие элементы сооружений.

Схема горизонтально-перемещаемой опалубки при возведении тоннеля метрополитена
Схема горизонтально-перемещаемой опалубки при возведении тоннеля метрополитена

Монтаж опалубки начинается со сборки двух секций. В состав первой секции входят:

  • опалубочные щиты;
  • тележка;
  • две стойки;
  • соединительная балка.

Во второй секции используются те же элементы, однако вместо соединительной балки применяется монтажная балка. Обе секции устанавливают на рельсы и соединяют между собой болтовыми соединениями. Рабочий настил укладывают поверх щитов.

Принцип работы

После завершения бетонирования захватки и набора бетоном необходимой прочности опалубку перемещают вдоль сооружения, после чего выполняют бетонирование следующего участка.

Габариты внутренней прямоугольной опалубки для коллекторов и тоннелей могут изменяться по высоте и ширине. Установка и распалубливание осуществляются с помощью винтовых домкратов.

Схема катучей опалубки при возведении подземных коллекторов
Схема катучей опалубки при возведении подземных коллекторов
Преимущества и недостатки горизонтально-перемещаемой опалубки

Преимущества

  • Снижается объём ручного труда и сокращаются сроки строительства.
  • Опалубка позволяет возводить бетонные конструкции различной формы и сложности благодаря своей конструктивной гибкости.
  • Быстрая установка опалубки в проектном положении существенно ускоряет процесс возведения конструкций.

Недостатки

  • Сложность монтажа и демонтажа, а также необходимость применения специальной техники для перемещения опалубочных щитов.
  • Возможность возникновения деформаций и геометрических отклонений при неправильной установке опалубки.
  • Ограничения по габаритам, из-за которых технология не подходит для конструкций большой высоты или протяженности.
Области применения передвижной опалубки

Передвижную опалубку активно используют при строительстве протяженных и крупногабаритных конструкций.

Примеры объектов
Свод платформы станции «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии метро был возведен с применением передвижной опалубки.
Свод платформы станции «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии метро был возведен с применением передвижной опалубки.
Вертикальный элеватор в Самаре: две цилиндрические башни-хранилища высотой 65 м были построены за 30 дней методом скользящей опалубки.
Вертикальный элеватор в Самаре: две цилиндрические башни-хранилища высотой 65 м были построены за 30 дней методом скользящей опалубки.
Опоры мостов через реки Сура и Ока в районе Мурома были возведены с использованием скользящей опалубки.
Опоры мостов через реки Сура и Ока в районе Мурома были возведены с использованием скользящей опалубки.
При строительстве ядра башни «Лахта Центр» применялась скользящая опалубка.
При строительстве ядра башни «Лахта Центр» применялась скользящая опалубка.
При строительстве станции метро «Битцевский парк» в Москве использовался горизонтально-перемещаемый опалубочный агрегат Stalform.
При строительстве станции метро «Битцевский парк» в Москве использовался горизонтально-перемещаемый опалубочный агрегат Stalform.
Заключение

Передвижная опалубка обеспечивает возможность непрерывного возведения строительных конструкций и позволяет создавать монолитные элементы различной формы и сложности. Многократное использование опалубочных систем повышает скорость строительства зданий и сооружений. Вместе с тем применение передвижной опалубки требует привлечения квалифицированных специалистов и строгого соблюдения установленных правил эксплуатации.

Оперативная консультация
по вашему проекту

Чем мы можем вам помочь? Опишите свою задачу или задайте вопрос, заполнив поля ниже. Наш специалист свяжется с вами и ответит на все ваши вопросы.

контакты
Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю, что я ознакомился с политикой конфиденциальности и даю согласие на обработку персональных данных.»