волейбольное сражение галактического масштаба на день космонавтики
Голосом Володарского: давным-давно, в далекой-далекой галактике…
Эпизод II. Атака клонов
Давным-давно в далекой-далекой галактике для московских повстанцев настали темные времена после поражения на Клязьме. Межгалактический волейбольный кубок захвачен, и имперские войска вынуждают мятежников прятаться. Скрываясь от грозного имперского флота, отряд борцов за свободу Кубка во главе с Чуи воссоздает тайную базу на затерянной ледяной планете Текстильщики и привлекает новых джедаев в свои верные ряды. Одержимый идеей найти и отобрать Межгалактический Волейбольный Кубок, Чуи разослал зонды-разведчики во все отдаленные уголки Вселенной… И вот…
Эпизод III. Месть синих
И вот наступил день решающей битвы! На звездном истребителе «Ласточка» ворвались повстанцы в Имперский город Иваново. Ситхи, вооруженные несветовыми мячами, стояли на защите, готовые дать отпор армии джедаев. Схватка была жестокой и безжалостной. Мячи встречались в спарринге, руки, как лазеры, попадали в бронированные блоки соперников. Силы света боролись за господство в этой битве. Война! Герои сражались на обеих сторонах. Джедаи были настойчивы и сильны, обладая численным превосходством над противником. Они отразили первую атаку, сохраняя веру в свой путь и в справедливость.
Но Империя не собиралась уступать без борьбы. Ее войска, вооруженные нелазерными мячами, направлялись к джедаям с мощным ревом. Стрельба и мячебой разгорелись на всей планете, вспыхивая яркими вспышками света и мерцающими цветными лучами. Несмотря на мощь и мастерство джедаев, их силы начали истощаться под напором сущностей иной стороны Силы. Джедаи понимали, что им придется заплатить огромную цену за победу…
И тут на поле битвы появился Великий ситх – могущественный и харизматичный воитель, чья энергия непревзойдённа. Он возглавил атаку Империи и, направив свою мощь непосредственно на джедаев, начал сминать их ряды. Под его руководством Империя нанесла решающие удары, разбив защиту джедаев и заставив их отступить. Сражение завершилось победой Империи, но это лишь начало новых испытаний для Галактической республики.
Император, уходя с места сражения, с силой сжимал волейбольный кубок и ехидно улыбался – победа была ему по душе. Он жаждал ее, он был уверен в ней! Великий ситх, темный повелитель, остался на поле битвы смотрящим вдаль своими холодными глазами. Его сила была неоспорима, и мир узнал его имя – Дарт Вейдер, ой, Вадим Смирнов, действующий чемпион Ивановской области по волейболу среди любителей. Поздравляем! Также поздравляем команду ивановского офиса с заслуженной победой! Вы лучшие! Так держать! Но помните, что силы света не дремлют!
Так завершилось II великое сражение, в котором джедаи проиграли битву за свет Кубка. Империя праздновала свою победу, а Имперские подданные радовались могуществу и сознавали свою непобедимость!
продолжаем интегрировать искусство в рабочий процесс
Благодаря поддержанию профессиональных и дружеских отношений между нашей компанией и Московским архитектурным институтом второй год подряд в главном офисе проходит художественная выставка. В этот раз впервые за 60 лет свет увидели студенческие работы 50-х годов из архивов и фондов МАрхИ.
В рамках проведения выставки руководитель департамента архитектуры Дмитрий Акулин взял интервью у заведующего кафедрой живописи в МАрхИ профессора В.Л. Барышникова.
– Здравствуйте, Виталий Леонидович! Для начала скажите пару слов о создании кафедры живописи в МАрхИ.
– Она родилась из факультативного курса, возникшего в 1939 году, и только потом была преобразована в базовую дисциплину. Тогда Жолтовский, художественный руководитель Московского архитектурного института, пригласил молодого Ревякина преподавать живопись и архитектурную графику. Но уже только после возвращения института из эвакуации в 1943 году дисциплина была введена в учебный процесс. Курс длился тогда всего 36 часов.
– А как вы стали завкафедрой живописи?
– Я проделал весь путь: от рядового до заведующего кафедрой: начал ассистентом, когда пришел после армии. А в качестве педагога я был приглашен, в общем-то, случайно: стал спарринг-партнёром во внутреннем конкурсе и жюри педагогов проголосовало за меня.
– Давайте поговорим о сегодняшней экспозиции, чем она характерна и ценна?
– Да, интересная экспозиция получилась! Все эти работы из тех фондов, что мне достались по наследству. Большинство работ, представленных здесь, – это учебные зарисовки или примеры архитектурной графики в технике акварели.
50-е годы — это золотой век кафедры живописи, которая тогда называлась кафедрой акварели. К слову, в этом году исполняется 90 лет знаменитому театральному художнику и выпускнику МАрхИ Борису Мессереру. Период своего обучения в архитектурном институте он так и описывает в воспоминаниях – «культ акварели». Все коридоры были завешаны работами студентов и преподавателей. Было время! Акварель была единственным средством и единственной техникой, которую изучали, так как кроющие краски в программе появились только в начале 60-х годов. Её использовали для подачи проектов и для изобразительной практики, поэтому свою обучающую программу Ревякин построил именно на этом материале.
Когда я выпускал учебник по дисциплине «Акварель в архитектурной графике», мне некоторые приёмы нужно было дополнить, проиллюстрировать примерами и сделать в стилистике работ, выполненных 60 лет назад. Это было чрезвычайно трудно, потому что в них всё было едино: и мастерство, и технологии, и, главное, у всех была схожая эстетическая программа! Столько лет прошло – мы уже другие люди. И как бы мы ни пытались подстроиться, но не только бумага пожелтела от патины времени – стиль ушёл.
– Стиль ушёл, да и материалы изменились…Как думаете, нужно ли делать подобные выставки и почему? Ведь место проведения – не стены профессионального выставочного пространства, не институт, где проходит обучение, и, наблюдая выставку, можно увидеть студентов, которые приложили руку к её созданию. Выставка оформлена в помещении, где люди занимаются в основном рутинной работой. Хоть и творческий процесс эскизирования тоже присутствует, большинство наших коллег трудится над проектной и рабочей документацией. То есть с акварелью рабочий процесс никак не связан, да в целом подача архитектурных визуализаций теперь совсем иная. Может быть, у Вас свой взгляд на подобную практику есть?
– Я думаю, что несмотря на то, что уже другой век, другие задачи, другие инструментарий и технологии, но культурную и историческую составляющую в вашем труде никто не отменял, она всё равно есть. И здесь присутствует двойная польза этой выставки. Во-первых, такие закрытые кафедральные институтские фонды никто не видит. Работы лежат, а ведь они должны время от времени экспонироваться, иначе смысл в них пропадает. Люди должны их видеть, а репродукции – всё не то... Во-вторых, когда мы смотрим оригиналы, мы получаем не только верную цветопередачу, но и энергетику.
Всем людям, кто хоть частично сталкивается с проблемой, что архитектура — это не просто технологическая линия по строительству чего-либо, а эстетическое осознание взаимосвязи материальной и культурной сред, такие выставки, я считаю, очень полезны. И просто информативно, и для того, чтобы человек задумался об ушедших эпохах, как люди мыслили, как учились. Это сразу влечёт за собой веер новых пониманий и впечатлений.
– Предыдущая выставка, которую мы проводили, демонстрировала современные учебные работы студентов с ландшафтной кафедры. Когда сотрудники «Мераком» пришли с утра на работу и вместо белых стен обнаружили экспозицию, то в начале реагировали неоднозначно, с недоумением задавались вопросом: «Это что тут такое вообще повесили на самом видном месте?» Но спустя месяц сжились с новой обстановкой: «Слушай, а если присмотреться – хорошая вещь!» Несмотря на то, что все из нас бывали в музеях, в нашем случае выборка работ была более специфичная. Для некоторых сотрудников учебные работы более привычны и понятны – ведь они проходили курс живописи в институте, но для других – это новый опыт, возможно поэтому, они восприняли выставку иначе, с некоторым недоверием. Если же говорить о сегодняшней экспозиции – это раритетные работы, которые хранятся где-то в архивах. Уже сама эта мысль приводит людей в приятное удивление: «Ничего себе, у нас могут висеть подобные работы?!».
– Несмотря на то, что это деловая атмосфера офиса, если она включает такие уникальные вещи, то она только приобретёт дополнительное звучание. Насколько я помню, в фирме Sony в почти пустой переговорной комнате стоит мольберт, а на нём небольшой букетик Ренуара. И все всё сразу понимают. Этот букетик куплен за огромные деньги, но компания может себе это позволить.
– В нашем офисе кто-то в шутку, а кто-то всерьёз спросил: «У нас из охраны только Мария на ресепшне и видеокамеры. А кто же это будет охранять?».
– (Улыбается.) В этой коллекции всё-таки музейных вещей нет. Но думаю, что, если создано музейно-выставочное пространство, то не важно, где оно: в офисе или в торговом центре, оно будет работать. Сейчас мы всё чаще видим практику создания крупными музеями небольших филиалов: Эрмитаж в Выборге, Омске, Екатеринбурге. На своём уровне мы тоже можем эту тенденцию развивать. У нас хоть и не такие шедевры, как на статусных выставках, но и наши учебные работы могут продемонстрировать что-то интересное. Так что не надо этого стесняться.
– Интересный пример. Как Вы ранее заметили, эти работы – эстетика, культура того времени. Это может быть и не Ренуар, но это живопись своей эпохи. Этим они и ценны, ведь искусство – отражение времени.
– Безусловно, да.
– Перейдем к лирической части: какие бы 3 книги Вы порекомендовали прочитать каждому человеку?
– (Смеётся.) Это, конечно, провокационный вопрос! Ведь на него невозможно ответить слишком серьезно. Потому что есть списки, которые давали художники, писатели или философы, но там более 100-200 наименований. Но если отвечать на вопрос, то я считаю, что каждый должен прочитать, во-первых, библию. Во-вторых, обязательно, «Капитанскую дочку», потому там создана модель нового русского языка. А в-третьих, я соглашусь со знаменитым американским писателем, Куртом Воннегутом: «Абсолютно всё, что надо знать о жизни, есть в книге "Братья Карамазовы" писателя Достоевского».
– Продолжая тему: 3 художника, которых порекомендуете посмотреть более углублённо.
– Тут от возможности всё зависит. Например, если, не выезжая из Москвы, то нужно идти в Третьяковскую галерею и смотреть нашего первого художника XIX века – Репина. Потому что именно он вывел нашу живопись на европейский уровень. И вслед за ним обязательно познакомиться с его любимым учеником, работавшим у него в мастерской, – Серовым. Нельзя обойти вниманием самую, на мой взгляд, лучшую в мире коллекцию импрессионистов в Пушкинском музее. Кстати, там сейчас проходит великолепная выставка «После импрессионизма...», рассказывающая о влиянии творческого поиска нового художественного языка импрессионистов на последующее отечественное и западное искусство.
Самое главное, что, когда мы говорим о 3 книгах или 3 художниках, возникает цепная реакция. Мы смотрим Репина, а за ним, как веер, раскрываются все те авторы, кто шёл за ним. Читаем Достоевского, а за ним – колоссальный пласт классической литературы.
– Поделитесь своими творческими планами на ближайшее будущее?
– (Смущается.) Прямо каких-то грандиозных планов нет, но я в последнее время работал над серией облаков. Может, это немножечко смешно… В деревне Ивачево, где я наблюдаю за постоянными изменениями в природе, иногда становлюсь свидетелем всяких небесных коллизий. Прямо не сходя с места можно сделать десятки этюдов! Так что в планах закончить работу над этой серией.
А вообще моя тема – путешествие по русской провинции, которую я постоянно дополняю и дополняю уже много лет. Мы с Леонидом Зориным собрали выставку, которую сначала показали в Москве в Коломенском, а потом организовали передвижную по Верхней Волге. Начали с Кимр, потом в Рыбинске, сейчас открыли в Тутаеве, а на следующий год планируем в Угличе. Москва в этом отношении избалована, тут выставку можно и не заметить: времени не хватает. А там аудитория очень благодарная, с трепетом ищет на выставке среди картин виды своего города, родную каланчу. Такие вот планы.
Вместо заключения
Теперь всех сотрудников ждет бурное обсуждение новой экспозиции: к ней тоже теперь надо будет привыкнуть, присмотреться. В перспективе холл главного офиса «Мераком» станет полноценной арт-площадкой с постоянно сменяющейся экспозицией. Такая коллаборация со студентами и преподавателями поможет поддержанию творческого духа в коллективе, взращиванию молодых специалистов и интеграции кадров в профессиональную сферу. Следующая выставка планируется осенью, где будет представлена эстетика периода 60-70-х годов.
На днях нам на корпоративную почту пришло письмо от Деда Мороза, который, мало того что 22 декабря принес нам всем подарки, так еще и очень впечатлился нашим праздником! С удовольствием публикуем его письмо здесь.
Здравствуйте, мои милые детки, хорошие мои мальчишки и девчонки! Как я спешил к вам лично поздравить вас с Новым годом, да вот не успел. Пока все офисы объездил: и в Москве был, и в Иванове, и в Краснодаре, и в Новосибирске — нигде вас не было! Оказывается, решили вы вместе все собраться 22 декабря во Владимире! Вот туда я уже не успел добраться — у лошадок моих подковки стерлись, и я решил с метелью свои подарочки вам передать: письмецо сокровенное и гостинец сладкий, чтоб не скучали вы на застолье вашем, а вы, оказывается, и не скучали!
Снежинки, мои верные подружки, прилетели и рассказали, как вы там веселились и хороводы водили! Ну-ка, давайте вместе вспоминать, как все было, правду ли снежинки рассказали. Да и у дедушки уже память не та, староват я стал.
Витенька, золотце мое, поздравил вас, речь торжественную произнес, сказал, как дороги вы все для него, и компания дальше только процветать будет. Бокалы дзинькнули, и понеслась кутерьма!
В игры играли, танцы танцевали, руками обнимались, в щеки целовались, вкусняшки ели, шипучки пили, песни пели… и как пели! Как Женечка гитару взял, у меня в Великом Устюге небо сразу прояснилось, а потом Дашенька с Вялыми токами микрофон взяла в руки — и у меня елка во дворе проснулась и сама нарядилась. А уж как Димочка с Labazушкой запел — тут уж и я не удержался и пустился вместе с зайцами в пляс вокруг елки! Порадовали вы дедушку, спасибо вам! Но просьба у меня будет к вам, чтобы в следующий раз еще и стишки кто-нибудь рассказывал… Уж больно они мне сердце радуют, да и привык я за столько лет стишки слушать!
Девочки мои все нарядные были — одна другой краше! Куда не взглянешь, красота неописуемая, ярче елочек сверкали! Да и мальчики молодцы, все чистенькие и опрятненькие — любо-дорого посмотреть было! И спортсменов своих вы хорошо приветили, наградили их! Ведь детишкам нужно много двигаться, чтобы вырасти большими и сильными.
Ладно, некогда мне, пора уже готовиться к новому 2025 году. Хочу от всей души поблагодарить вас за то, что вы весело провели этот праздник, нашли время и силы, чтобы отдохнуть и расслабиться. Несмотря на все трудности, коих сейчас немало, вы всегда вместе, и это — чудесно, этим вы сильны! Сердце мое радуется всякий раз, когда вижу вас!
Желаю вам сказочного нового года! Пусть каждый день вашей жизни будет наполнен радостью, успехами и новыми возможностями. И не забывайте, даже самые важные праздники начинаются с нас самих!
С наилучшими пожеланиями и теплыми обнимашками, ваш Дед Мороз!
22 декабря в великий день зимнего солнцестояния, освященные бледными лучами утреннего солнца, сошлись на земле владимирской богатыри русские: ивановские да московские.
Сошлись, как заведено на Руси-матушке, силушкой помериться богатырской. Да только не меч да секиру выбрали для битвы, а мяч да сетку, дабы не сильно повредить друг дружку. Ибо цивилизованы нынче богатыри да воспитаны. Да и мышку компьютерную ворошить раненному богатырю никак не можно.
Дал князь Виктор Московский команду, и сошлись войны, встали супротив друг друга, почеломкались, да началась битва великая! Давно земля Владимирская не видела таких отчаянных да смелых витязей! Еще долго будут местные гусляры петь о том, как мячи летали да шаровары трещали от подач богатырских!
Славны богатыри ивановские благородством да величием. Станы их мощные да лики грозные вселили трепет в души супостатов! И не посрамили они князя своего Алексея Ивановского да отца своего волейбольного боярина Вадима Смирнова сына. Размазали они богатырей московских со счетом 3:0! Хоть и бились москвичи достойно, но ушли бесславно.
Ивановские же богатыри уж и рады были, уж и веселы! Кутить поехали во славный град Владимир, и пир там был дан в их честь: чествовали их да восхваляли, кубком нарядным награждали и грамотой расписной да 30 золотых вручали. И я на том пиру был, мед-пиво с ними пил, по усам бы текло, да усов у меня нет!
ивановский полумарафон пробежали самые активные меракомовцы
9 июля в Иванове состоялся забег на дистанции 21,1, 10 и 3 км, где приняли участие наши коллеги, которые и поделились своими впечатлениями о мероприятии. Наша команда на фотографии слева направо: Евгений Цой, Мария Власова, Александр Журавлёв, Венера Сафиуллина и Алексей Шиповский.
Спортивная внерабочая жизнь существует в компании не первый год: организация совместных спортивных мероприятий началась, когда Иван Караваев пригласил всех коллег в приложение для отслеживания активностей. Оно позволяет участникам делиться своими спортивными достижениями, выкладывать маршруты своих пробежек, велопрогулок, ориентирования и других физических активностей. Возможность видеть, что твой коллега перед работой успел на пробежку, побуждает на собственные спортивные подвиги. Так сложилась компания инициативных участников, интересующихся спортом, поддерживающих и мотивирующих друг друга.
На полумарафон «Красная нить» в Иваново участники зарегистрировались еще в прошлом году, но из-за пандемии старт был отложен. Зато у них было время на подготовку и тренировки: кто-то занимался с тренером в беговом клубе, кто-то самостоятельно выходил на пробежку несколько раз в неделю. Дистанцию для забега выбирали по силам: Венера Сафиуллина решилась на полумарафон, Александр Журавлев, Мария Власова и Евгений Цой пробежали по 10 км, а Алексей Шиповский преодолел дистанцию в 3 км. С результатами забега можно ознакомиться на официальном сайте мероприятия.
Массовые старты в небольших городах малолюдны и отличаются особенной душевностью: атмосфера взаимоподдержки и возможность быть в кругу единомышленников делают такие мероприятия запоминающимися. В этот раз маршрут проходил по центральным улицам с довольно выраженным рельефом, что усложняло забег. Но если не ставить целью финишировать первым, то можно увидеть жизнь города, рассмотреть уникальную промышленную архитектуру начала 20 века.
В дни забега погода была жаркая и солнечная, и, чтобы помочь участникам преодолеть духоту, организаторы поставили водяную арку, пробежав через которую, можно было немного охладиться. Внимательные волонтеры уделяли бегущим много внимания: раздавали воду, изотоники и мокрые губки, морально подбадривали. Бежать по жаре, под солнцем, в горку было непросто, но поддержка помогла не сдаться на полпути. Успешно финишировав, участники получили наградные медали.
Поздравляем наших спортивных коллег и желаем им не останавливаться на достигнутом. Длительный забег – это всегда преодоление, возможность доказать себе самому, что ты способен на большее. А когда рядом друзья – справиться с таким испытанием на прочность на порядок проще.
выставка работ выпускников курса по ландшафтному дизайну
В начале июля в главном офисе Мераком состоялось торжественное открытие выставки, подготовленной совместно с педагогами из МАРХИ и школы ландшафтной архитектуры и дизайна СОГЭЦУ.
Креативное оформление офиса и использование пространства для размещения экспозиции – практика, все чаще встречающаяся среди современных компаний. Холлы многих зарубежных офисов уже давно украшают предметы искусства и работы знаменитых художников, в России же этот тренд только набирает популярность. Согласно опросам, такой подход к организации рабочего места помогает не только снизить стресс, но и повысить креативность сотрудников, улучшить их взаимодействие в команде. Организовать выставку в офисном пространстве Меракома предложил руководитель департамента архитектуры Дмитрий Акулин. Мысль о том, что через искусство можно наладить связь поколений: уже состоявшихся специалистов Мераком со студентами и выпускниками, будущими коллегами – привела к необычной коллаборации.
Для экспозиции были отобраны работы студентов с курса Высшей школы ландшафтной архитектуры и дизайна СОГЭЦУ МАРХИ, рассчитанного на 2 года обучения. Практические занятия по живописи и рисунку ведут педагоги А. Н. Усенин и А. С. Астапов, которые разработали свою методику, позволяющую людям разных профессий открыть для себя мир искусства и начать творить уже на первых занятиях. Времени у студентов не так много, поэтому особенность методики заключается в том, что в краткие сроки преподаватели знакомят их с различными способами изображения натуры: коллаж, абстрактная живопись, рисунок. Перед ними стоит задача дать новичкам возможность попробовать себя в разных жанрах и техниках, наиболее простых в исполнении, однако не менее интересных и оригинальных. Это помогает раскрыть творческий потенциал, познакомиться с азами изобразительного искусства и войти в новую профессию.
Чтобы экспозиция гармонично вписалась в офис, необходимо учесть все особенности пространства и грамотно подобрать работы, собрав их в единую композицию. Поэтому отбор и развеска работ – отдельная творческая задача с огромным количеством нюансов. Важно обратить внимание на колористику, контрастность изображений, композицию на каждой отдельно взятой работе и на рядом расположенных. На восприятие работ влияние оказывает и геометрия помещения, свет и цвет, окружающие предметы. Все это проанализировать и сделать развеску грамотно помогли преподаватели Алексей Усенин и Антон Астапов, несколько раз посетившие офис перед оформлением выставки.
Размещение экспозиции рядом с рабочими местами – это не только способ преобразить обыденный и привычный облик кабинетов, но и благотворно повлиять на настроение сотрудников. С одной стороны, офисное помещение носит довольно утилитарный характер, где необходимы функциональные и комфортные условия для длительного пребывания на рабочем месте. А с другой стороны – эстетика пространства вокруг оказывает влияние на людей, воздействуя на их настрой, психологическое состояние и эффективность труда. Погруженным в сложную техническую и иногда довольно рутинную работу сотрудникам не хватает новых впечатлений, эмоций и вдохновения.
Теперь же привычный маршрут к принтеру за документами стал одновременно посещением художественной выставки и эмоциональной разгрузкой, а на встрече с коллегами за обедом появился повод обсудить наиболее понравившуюся работу и подискутировать. Возможность пообщаться и обсудить темы, связанные с творчеством и самовыражением, сплачивает сотрудников, дарит вдохновение и пищу для размышлений.
Использование наработок института и обмен идеями через такую визуальную коммуникацию помогут нашей компании в творческом поиске и работе над новыми проектами. Мы планируем проводить выставки на постоянной основе, периодически меняя экспозицию на разные темы, чтобы наше офисное пространство всегда совмещало в себе функциональность и эстетику. Выставки могут быть приурочены к профессиональным праздникам или важным для компании событиям. При этом выставляться могут не только живописные работы, графика и коллажи, но и фотоработы. Пусть это вдохновит наших коллег, например, взять в отпуск этюдник и краски и устроить пленэр на свежем воздухе или привезти фотоматериал из путешествий, а потом выставить в офисе тематическую подборку.
Награждение участников
24 ноября 2022 г. в Белом зале МАРХИ состоялась церемония награждения участников выставки. Дмитрий Акулин торжественно вручил авторам выставленных работ памятные дипломы и выразил общую благодарность от компании «Мераком» за превращение нашего офиса в художественную галерею. Благодаря преподавателям курса Алексею Усенину и Антону Астапову, выставка получилась не просто профессиональной, но и действительно интересной как для подготовленной аудитории наших архитекторов, так и для простых любителей визуального искусства.
В июне 2022 года завершился конкурс «Идеи, преображающие города», в котором Мераком принял участие в качестве партнера и вошел в состав экспертной комиссии.
Заявку на участие отправляли молодые архитекторы, дизайнеры, урбанисты и художники – неравнодушные жители, которые хотят изменить облик своего родного города. Идеи проектов участников направлены на улучшение качества городской или сельской среды и развитие общественных пространств: улиц, дворов, парков, детских площадок, районов.
В новой номинации «Интеграция национальных и культурных традиций в городскую среду» участники разрабатывали планировки территорий общественных пространств, где использовали национальные мотивы, культурные традиции и народные промыслы. В новой номинации «Интеграция национальных и культурных традиций в городскую среду» участники разрабатывали планировки территорий общественных пространств, где использовали национальные мотивы, культурные традиции и народные промыслы. Полный список номинаций и положения конкурса доступны в официальных документах конкурса.
Задачи конкурса направлены на выявление молодых талантов за счет привлечения широкого круга заинтересованных участников и вовлечения их в разработку и реализацию архитектурных проектов по всей России. Это отличный пример творческой активности, которая позволит найти лучшие инициативы по благоустройству среды и впоследствии создать банк идей по развитию общественных пространств.
Очный этап конкурса проходил на площадках ВДНХ и Гостиного Двора в рамках архитектурно-строительной выставки АРХ-Москва. В этом году в нем поучаствовало более 2500 участников из 82 субъектов Российской Федерации, отправив более 1100 работ. В финал прошли 287 участников в 25 номинациях. Большинство из них приехали издалека: география конкурса охватила всю Россию от Калининграда до Камчатки. Поэтому для них был организован обширный план мероприятий: семинары, воркшопы, тематические архитектурные экскурсии и обзорные маршруты по центру Москвы. Многие участники, впервые оказавшиеся в столице, благодаря культурной программе смогли познакомиться с историей архитектуры города. Подробнее прочитать о программе мероприятия можно на официальном сайте.
Итоговый смотр работ прошел в инновационно-образовательном комплексе «Техноград» и в павильоне «Космос» на ВДНХ, где в отдельных аудиториях экспертный совет оценивал презентации финалистов и общался с конкурсантами. В качестве экспертов выступили представители архитектурных, строительных и управленческих вузов страны, участвовали архитекторы и педагоги, представители органов власти.
Мераком поддерживает конкурс уже во второй раз. Помимо участия в награждении в дополнительных номинациях, в этом году руководитель департамента архитектуры Дмитрий Акулин вошел в состав жюри и принимал участие в отборе лучших работ.
«Хочется отметить смелость конкурсантов, которые легко и уверенно защищали свои проекты перед большой аудиторией, а также прекрасную подготовку презентаций на высоком художественном и графическом уровнях. Похвален интерес подрастающего поколения не только к темам благоустройства и ландшафтного дизайна, но и к важным проблемам современного общества: создание комфортной среды для маломобильных групп, сохранение истории и памяти в мемориалах, посвященных Великой Отечественной войне, продолжение культурных традиций в интеграции их в новые условия городской среды. Особенно трогательны доклады совсем юных участников, представивших уже реализованные проекты, где была проведена большая работа не только по творческому осмыслению темы, но и по подготовке и сбору средств на исполнение замысла».
Дмитрий Акулин, руководитель департамента архитектуры компании «Мераком»
Церемония награждения победителей и участников состоялась в Гостином Дворе 11 июня, где конкурсанты также смогли осмотреть экспозицию выставки и познакомиться с достижениями современной архитектуры. Победителям старшей возрастной категории Дмитрий Акулин вручил сертификаты о прохождении стажировки в компании «Мераком», а младшим – книги об архитектуре и дизайне.
Среди участников возрастной группы от 12 до 17 лет нашей компанией были отмечены:
Елена Баева, занявшая 1 место, с проектом «Дом будущего», выполненного в яркой графике и ручной подаче.
2 место было отдано Дарье Горбуновой. Ее проект «Дом моей мечты» был представлен большим подробным макетом с подсветкой.
3 место заняли Дарья Захарова и Симулин Федор с проектом «Кубы по пути», в котором они провели детальный анализ территории и использовали прием метафор для создания авторской архитектуры.
Приз зрительских симпатий в этой номинации получили Полина Козина и Ярослав Сизов с реализованным проектом «Заячья дорожка». В городе Зеленогорск ребята придумали и исполнили художественное оформление дорожки как интерактивного арт-объекта.
В возрастной группе от 18 до 25 лет призы получили:
Занявшая 1 место Дарья Чуракова с проектом «Дизайн-концепция благоустройства общественного пространства художественной студии АРТ ОПЕН», выделившегося гармоничным и запоминающимся колористическим решением.
Обладателем 2-го места заслужено стала Алина Богданова и ее проект «Инклюзивная площадка», решающий очень важный вопрос включенности детей с ограниченными возможностями здоровья в общий игровой процесс.
3 место выиграла Татьяна Артёмова и ее до мелочей продуманный проект «Эко площадь», выполненный от руки.
Стажировку в компании получила Анастасия Волкова с проектом «Профориентационный парк Газпрома в Югорске», где подняла проблему низкого показателя индекса качества городской среды и оттока молодежи в большие города.
Практика в архитектурном отделе компании для молодых победителей – интересная возможность получить практический опыт и сделать хороший старт в профессии. Помимо присуждения основных призовых мест, организаторы поощрили отличившихся участников в категории до 17 лет путевками в МДЦ «Артек». Видеоотчет о проведении конкурса и награждении доступен ссылке.
Послесловие
Конкурс «Идеи, преображающие города» помогает найти таланты и раскрыть творческий потенциал юных жителей со всей России. Благодаря организаторам и партнерам мероприятия у многих ребят появилась возможность предложить идею для своего города и сделать его комфортным для проживания, побывать в столице и привезти с собой новый опыт и яркие впечатления, выиграть уникальную возможность стажировки или поездку в лагерь. Наша компания еще раз поздравляет всех участников и победителей и желает успехов на пути развития, созидания и преобразования городской среды. В следующем году Мераком снова планирует принять участие в развитии конкурса, чтобы не только поддержать активных и одаренных ребят, но и самим вдохновиться свежими идеями и смелой фантазией будущих коллег.
комплексное проектирование производственных и складских объектов
На протяжении последних 6 лет компания «Мераком» разрабатывала проекты различных по площадям и технологическим возможностям объектов промышленности и логистики. В статье представлен краткий обзор типичных для современного рынка промышленных зданий, в проектировании которых мы принимали участие.
Проектирование малого промышленного объекта
Обычно это отдельно стоящие здания, либо встройки в модульный корпус технопарка производственной площадью до 2000 м2. Используются для высокотехнологичного производства микроэлектроники, фармацевтических и химических производств низкого класса опасности (не выше III по классификации ФЗ №116).
Проекты малых объектов разрабатываются для расширения уже существующего производства или размещения нового дополнительного технологического процесса.
Кейс №1
Объект: специализированный мини-завод по производству катализаторов для синтеза жидких углеродов в нанотехнологическом центре «Техноспарк»: адаптация арендных площадей на двух этажах для производственных нужд.
двукратная сушка и прокалка катализатора после каждой пропитки;
рассев и упаковка катализатора.
Основные ТЭП:
Площадь проектирования: 736 м2.
Количество сотрудников на производстве: 16 человек.
Проектная и рабочая документация разрабатывалась с января по апрель 2015 г., а пуск производства состоялся в середине 2015 г.
Реконструкция промышленных зданий и сооружений
Такое проектирование востребовано из-за значительного износа промышленных сооружений советского периода. Устаревшее оборудование и несовременные технологические процессы требуют замены, поэтому возникает необходимость модернизировать здания под новые условия. Поэтому развивающиеся компании оптимизируют производство или расширяют его за счет нового проекта.
Класс опасности предприятия после реконструкции по классификации ФЗ-116 – III. Проектирование с мая 2015 по январь 2016 г. Ввод в эксплуатацию после реконструкции – июнь 2016 г.
Основные ТЭП:
Площадь застройки после реконструкции: 15 000 м2.
Общее количество сотрудников: 78 человек.
Оптимизированное проектирование и быстрый запуск строительства крупного производственного или логистического объекта
Высокая скорость промышленного проектирования влияет на оценку эффективности инвестиций.
Эффективность ИСП напрямую зависит от решений генерального проектировщика и степени оптимизации проекта. Грамотный выбор компании позволит сэкономить на самой затратной по времени и инвестициям – стадии строительно-монтажных работ.
Кейс №3
Объект: завод Grand Line по производству проволоки и изделий из неё, заказчик ПО «Металлист». Новое строительство зданий, инженерной инфраструктуры в Индустриальном технопарке «Ворсино».
Проектирование с августа 2016 по декабрь 2017 года. В одноэтажном производственном здании предусмотрено:
производство полного цикла по волочению проволоки из катанки, горячему оцинкованию проволоки, производству изделий из проволоки (саморезы, крепеж);
хранение катанки и готовой продукции;
встройка на отм. +6.750 с административно-бытовыми помещениями.
Основные ТЭП:
Общая площадь объекта: 28 300 м2.
Общая численность персонала: более 500 человек.
Проектная документация согласована в экспертизе, выполнена рабочая документация по разделам ГПЗУ, АР, КМ, КЖ, внутриплощадочные сети. Строительство объекта велось параллельно рабочему проектированию. Завод вышел на полные производственные мощности в начале 2018 года.
Правильно составленное ТЗ на проектирование объекта капитального строительства включает:
общие данные (основание для проектирования, наименование объекта и вид строительства);
основные технико-экономические характеристики объекта;
возможность подготовки проектной документации для отдельных этапов строительства;
срок и этапы строительства;
технические условия для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, основные требования технической эксплуатации и обслуживания;
перечень конструкций и оборудования для создания объекта (фундаменты, стены, перекрытия, полы, кровли, проемы, отделка, внутренний дизайн, перечень материалов и другие);
перечень технологического оборудования для создания объекта, с указанием типа, марки, производителей и других данных по укрупненной номенклатуре;
дополнительные данные (требования к защитным сооружениям, прочие условия).
Для составления грамотного ТЗ и определения состава проекта необходимо взаимодействие представителей генерального проектировщика объекта, в первую очередь ГИПа и ГАПа, с заказчиком. Процесс начинается с составления заготовки ТЗ специалистами генерального проектировщика, которую заказчик конкретизирует: определяет технологические задачи, указывает технологические площади производства, подключает к работе необходимых технологов и пр. Чтобы вести строительство параллельно с рабочим проектированием, привлекать представителей генподрядчика к составлению ТЗ стоит еще на предпроектной стадии. Наилучшим выходом станет обращение к компании, отвечающей за реализацию полного цикла, тогда управление проектом и своевременные согласования позволят оптимизировать сроки и финансовые вложения.
Состав проектной документации принимается по Постановлению Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Кроме основных разделов, зафиксированных в Постановлении № 87, при разработке проектной документации промышленного объекта могут потребоваться спецразделы, относящиеся к разделу 12 «Иная документация». Для промышленного предприятия могут потребоваться разделы: «Промышленная безопасность» или «Декларация промышленной безопасности», в зависимости от класса опасности и наличия вредных веществ на производстве по ФЗ-116.
Факторы, влияющие на успешную и быструю реализацию проекта
На основании проектного опыта мы определили ключевые моменты, гарантирующие быстрое возведение и успешную эксплуатацию производственных и складских объектов.
Совместная работа с технологами позволяет разработать максимально эффективные объемно-планировочные, инженерные и технологические решения и оптимизировать энергоресурсы объекта.
Правильное определение класса опасности объекта обеспечивает требуемую промышленную безопасность сооружения.
Сотрудничество со специалистами по пожарной безопасности позволяет вовремя принять решение о необходимости разработки специальных технических условий (СТУ).
Адаптация конструктивных и архитектурных решений с учетом разработанных требований промышленной и пожарной безопасности.
Применение BIM-технологий в проектировании ускоряет строительство и минимизирует ошибки, выявляемые на этапе возведения.
Использование современных строительных технологий позволяет найти оптимальное соотношения временных и денежных затрат.
Оптимизация проекта под устанавливаемое технологическое оборудование, возможности выбранного строительного подрядчика и его vendor-лист сокращает временные и финансовые издержки на этапе строительства.
Проектное сопровождение строительства обеспечивает запуск СМР уже на этапе рабочего проектирования.
Авторский надзор позволяет избежать большинства ошибок строительства: своевременно разработать исполнительную документацию, корректировать рабочую документацию «по месту» на стройплощадке.
Работа с опытной компанией полного цикла позволяет без привлечения сторонних подрядчиков реализовать сложный проект в кратчайшие сроки, упростить процесс управлениям проектом и сократить бюджет строительства.
На протяжении своей истории ледовый дворец спорта не раз менял облик. Как живой организм он рос и развивался, становясь важной частью спортивной и культурной жизни новосибирцев. Его преобразования – это прекрасная иллюстрация заботы об архитектурном наследии, преемственности и бережном отношении к прошлому.
Отсчет своего существования стадион «Сибирь» начал с обычного сезонного катка под открытым небом, где играла местная команда. В 1964 г. мощнейшие холодильные установки того времени позволили создать на его месте площадку с искусственным льдом, которую впоследствии окружили бетонные трибуны. Играющая там местная команда «Сибирь» успешно проявила себя, и было принято решение перекрыть каток, увеличив вместимость до 8000 зрителей – в два раза больше, чем на типовых аренах того времени. Важная задача заключалась в том, чтобы вести строительство, не останавливая игр. В октябре 1977 г. состоялось официальное открытие обновленного стадиона.
Однако масштабное преобразование затянулось, и еще долгое время не работала часть выходов, не были оборудованы холлы. Из-за этого в 1978 г. произошел неприятный инцидент: во время игры отключился свет, недовольная публика, бросив бутылку на лед, травмировала вратаря В. А. Дорощенко. После скандальной статьи в «Комсомольской правде» об этом событии необходимо было вернуть престиж стадиону. И для следующего мероприятия – юношеского турнира по фигурному катанию – его привели в порядок всего за месяц. С тех пор там периодически проводили переоснащение, но принципиальных изменений не вносили. Например, в 2002 г. сменили осветительное оборудование, а в 2018 г. заменили табло, работавшее еще с 1972 г.
Помимо спортивных состязаний на стадионе проходят концерты зарубежных звезд и музыкальных исполнителей. Здесь выступали Deep Purple, Scorpions, The Offspring и многие другие. Многофункциональное использование арены играет значимую роль в организации культурно-досуговой жизни города.
Новая история
Время шло, и неизбежно возникла потребность в более серьезной модернизации: замене инженерно-технического оборудования и переустройстве помещений, не соответствующих новым стандартам. Три года назад для подготовки стадиона к юношескому Чемпионату Мира по хоккею 2023 г. пригласили компанию «Мераком».
Работы начались с оценки и анализа состояния здания, его конструкций и ситуации в целом. После чего были созданы две принципиально разные концепции развития стадиона. Первая – это полностью новый фасад, кардинальная смена образа на современный «трендовый». Спрямленные верхние углы фасада визуально увеличивают высоту, делая кубический объем более устойчивым. За счет матового остекления и цветной подсветки возникает эффект внутреннего свечения. Этот проект был представлен на архитектурном конкурсе «Золотое сечение», где жюри отметило его дипломом.
Вторая идея – бережное восстановление существующих фасадов с сохранением исторического облика 1970-х годов. Несмотря на то, что существующая облицовка листами алюминия визуально нарушает тектонику фасада, было принято решение реализовывать именно эту концепцию. Запоминающийся образ здания, хоть стадион и не был градостроительной доминантой, уже давно стал символом, узнаваемым каждым новосибирцем. Облик, задуманный архитекторами Б. А. Захаровым и Э. И. Цицлиной, навсегда стал родным и для команды «Сибирь».
Следующий этап перепланировки – это формирование новых маршрутов движения во время спортивных соревнований и концертов. Функциональное зонирование и грамотная взаимосвязь помещений дали возможность развести потоки посетителей и технологические процессы в зависимости от режима эксплуатации стадиона. Потребовалось инженерно-техническое обновление всех коммуникаций. Подбор оборудования для систем вентиляции и воздухообмена осложнялся небольшими площадями и необходимостью выполнять увязку сетей в ограниченном пространстве. Еще больше затрудняло задачу отсутствие специальных монтажных проемов, через которые крупногабаритное оборудование устанавливается в закрытый контур здания.
В процесс строительно-монтажных работ вмешались внешние обстоятельства, связанные с коронавирусом: почти на год работы на площадке были приостановлены. Поэтому после снятия ограничений специалистам компании «Мераком» пришлось оперативно адаптировать принятые решения, исходя из сократившихся сроков подготовки к чемпионату.
Современный стадион
Пока рано говорить о завершении работ, так как сдача объекта запланирована на середину 2022 г., однако уже можно сделать выводы о законченных этапах. В первую очередь, заменили инженерное оборудование хладоцентра, хоккейные борта и плиты ледового поля. Преобразилась зрительская зона для болельщиков: новый укрепленный амфитеатр, 6100 зрительских мест, в том числе оборудованных для маломобильных групп. Расширены раздевалки и душевые для спортсменов, чтобы процесс подготовки к соревнованиям был максимально комфортным.
Обновленный ледовый дворец будет соответствовать всем современным требованиям не только Российской федерации хоккея, но и международной. Удалось главное – сохранить важный архитектурный объект, обновив его функциональную и техническую составляющую, и поддержать историческую преемственность, не закрывая стадион на время капитального ремонта. Несмотря на трудности, с которыми пришлось столкнуться, работы над стадионом «Сибирь» планируется завершить в срок.
Александра Свешникова, архитектор Статья опубликована в журнале SportBuild, ноябрь 2021 г.
В ней приняли участие юные художники из детских домов и ПНИ (психоневрологических интернатов), подопечные Благотворительного Фонда «Ангелы Среди Нас». Выставка посвящена 5-летнему юбилею Фонда и прошла при поддержке Союза Художников России и Департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации. Задача выставки – привлечь внимание к развитию благотворительности и волонтерства в России.
Компания «Мераком» принимала участие и оказывала поддержку в подготовке выставки, так как мы не равнодушны к идеям и ценностям фонда, деятельность которого направлена на объединение волонтеров и помощь нуждающимся. Одна из важнейших задач фонда – это создание и развитие центра духовно-социальной поддержки, где у подрастающего поколения будут формировать идеи духовности, социальной значимости, прививать национальные традиции и культурные ценности. Команда наших архитекторов разработала эскизную концепцию центра и представила ее на выставке среди работ юных художников.
Проект центра и его территории
Социальные проекты интересны и сложны тем, что перед архитекторами ставится задача построить не просто комплекс зданий с определённым функциональным назначением, а создать благоприятную среду, положительно влияющую на детей и подростков, оказавшихся в непростых жизненных обстоятельствах. Поэтому руководитель фонда Лариса Барабанова сформулировала четкие критерии выбора места под застройку: тихое, уединённое место на лесистой территории среди сосновых деревьев – для создания уникальной атмосферы единения с природой. Архитектурный облик центра центра разработан в стиле минимализма. Отличительные особенности этого стиля: лаконичность форм, минимальное насыщение деталями и декором, сочетание натуральных материалов в отделке, панорамное остекление, простые скатные кровли. Эти приемы отлично вписываются в лесной пейзаж и создают ощущения защищенности и надежности, тепла и уюта.
Вход на территорию запланирован через основную въездную группу, где организовано место встречи гостей и КПП. Рядом с въездной группой будут размещены помещения для торгово-выставочной деятельности, где будут представлены продукты и товары, произведенные воспитанниками. Центральное и главное место в композиции – основной корпус. Его очертания в плане напоминают ангела, что отсылает нас к названию фонда и его смысловому наполнению. Здесь планируется разместить учебные классы для занятий, блок кратковременного пребывания, комнаты отдыха для детей, столовую, спортивный и актовый залы, игровые. Идея основного общего помещения – объединение, поэтому центральное место занимает открытая широкая лестница-амфитеатр. Это пространство для встреч подопечных, площадка для лекций и совместных мероприятий. Все помещения с отделкой в светлых теплых тонах создают благоприятные условия для занятий, отдыха, трапезы и проведения мероприятий. Открытые холлы, панорамное остекление, возможность трансформировать пространство при помощи мобильных перегородок – все это позволит многофункционально и с пользой эксплуатировать ограниченную площадь основного корпуса. Помимо идей общности, необходимо также отразить идею защищенности, создав пространство одновременно открытое и безопасное. Поэтому для отдыха и прогулок предусмотрен внутренний озелененный двор, который просматривается из внутренних помещений.
Небольшие гостевые дома, объединенные внутренним благоустроенным двором, будут размещены рядом с основным корпусом и смогут принимать гостей центра. Их задача создать комфортные условия размещения и дать возможность гостям ощутить гармонию с природой.
На территории запроектированы многочисленные сооружения для активного времяпрепровождения детей, так как данный аспект имеет огромное влияние на формирование психики и здоровья. Плавательный бассейн, крытый спортивный зал, многофункциональная площадка для занятий теннисом, волейболом, футболом, панда-парк на деревьях, различные ландшафтные объекты и открытые площадки для игр, отдыха и занятий на природе.
Также на территории планируются ферма, сад и огород, где воспитанники смогут сами ухаживать за питомцами и выращивать овощи и фрукты. Процесс ручного труда благоприятно повлияет на их взросление, а реализация произведенных товаров поддержит центр финансово. Зоотерапия в контактном зоопарке с домашними животными поможет детям в оздоровлении, воспитает в юных посетителях культуру общения с живой природой.
Еще один важный аспект, которым занимается фонд «Ангелы Среди Нас» – религиозно-нравственное воспитание подопечных. Для этих целей на территории предусмотрены церковь и дом священника в современном стиле, сочетающим преемственность традиций и новые архитектурные приемы. Камень и дерево применяются как два основных материала, формирующих прочно стоящий на земле, но при этом устремленный ввысь, облик культового здания.
Немаловажно обеспечить все необходимые технические сооружения для функционирования центра: электрощитовая, гараж, хозяйственно-бытовые постройки для хранения различной техники и инвентаря. Отдельно размещена вертолетная площадка для приема важных гостей и обеспечения безопасности детей в экстренных случаях.
Вокруг объектов запланировано благоустройство, а существующие деревья гармонично включены в общее ландшафтное решение, чтобы максимально сохранить лес и создать особую атмосферу для воспитанников. На территории большое количество площадок для занятий и игр, чтобы в теплое время года дети могли больше времени проводить на открытом воздухе. Смотровые точки, амфитеатр, лабиринт и другие архитектурно-ландшафтные объекты насыщают территорию возможностями для разнообразного досуга и создают завершенный ансамбль территории.
Итоги
Презентация и выставка прошли успешно, и концепция центра духовно-социальной поддержки продолжит свое развитие в дальнейшей проработке. Совместно с руководителем фонда наша команда специалистов разработает уже более детальный проект, который возможно будет реализовать в ближайшем будущем. Для нашей компании это не просто рядовой проект, так как мы понимаем важность и значимость таких идей. Поддержка и забота о детях проявляет культурно-нравственный уровень нашего общества, который часто ниже, чем нам бы хотелось. Поэтому решение этой проблемы мы видим как раз в таких инициативных, преданных делу, искренне сопереживающих фондах и организациях, призывающих общество обратить внимание и помочь в силу своих возможностей. У компании Мераком есть опыт, компетенции и желание стать частью общего дела, внеся свой вклад в разработку и реализацию индивидуального проекта центра для детей. Мы продолжим работу над ним и будем рады сообщить новости, когда дело продвинется к следующему этапу.
С 3 по 6 июня 2021 г. в Гостином дворе прошло ежегодное мероприятие АРХ МОСКВА, где Мераком впервые принял участие. Тема выставки в этом году: «АРХИТЕКТУРА – ИДЕИ». Основной вопрос для обсуждения и диалога между участниками: как устроен мир идей, и как он взаимосвязан с материальным миром.
Архитектор формирует новую реальность: будущее, зарождается в его сознании. Каждый проект – это не только набор идей, но и футурологический прогноз, который сбудется в ближайшее время.
Мераком представил идею, что на архитектуру можно посмотреть через призму игр. «Архитектура – это игра», – манифестировал главный архитектор Дмитрий Акулин. Родилась эта мысль при наблюдении за детьми в игровом уголке, где каждый день проходит за проектированием и строительством нового мира из кубиков, лего, пирамидок, пазлов и других игрушек. Ребенок создает целый архитектурный мир, воплощающий его идеи: дома, дороги, города. Полет фантазии в игре рождает новые миры, которым вечером суждено снова оказаться в коробке с игрушками.
Что же общего у процесса игры и проектирования? Архитектор использует тот же набор приемов, что и ребенок: комбинаторика, формообразование, колористика, логика – без этого не существует мира игр и архитектуры. Сочетания форм и цветов, контраст внутренних и внешних пространств, базовые принципы конструирования – все это одинаково работает и на игровом ковре, и в городской ткани. Выявленные схожие процессы составили общий инструментарий для «игрока» и архитектора: таймер, ограничивающий время хода в игре, перекликается с дедлайном сдачи объекта; судья, определяющий победителя, – это проверяющая завершенный проект экспертиза, правила игры – техническое задание на проектирование.
Иллюстрация этой взаимосвязи была реализована в макете, где при помощи кубиков, фишек, карт и других игровых принадлежностей были собраны образы реально существующих зданий по всему миру. Из игральных фишек вырос самый высокий небоскреб в Дубае – Бурдж-Халифа, из игральных костей и змейки – капсульный дом «Накагин» архитектора Курокавы, коробка от домино превратилась в Дворец Национального конгресса от Оскара Нимейера, а желтые кубики, установленные на ребро, стали Кубическими домами из Роттердама Пита Блома. Есть на макете среди всемирно известных зданий и авторский проект Дмитрия – Клубный дом «Рублёво» в Мякинино, собранный из деталей домино.
Идея, рожденная в игровом процессе, может быть воплощена в материальном архитектурном мире. И благодаря разнообразию удивительных построенных зданий, можно говорить о том, что архитекторы играют. Играют в мире идей, фантазируют о будущем, а в результате воплощают в реальность плоды своего воображения. Поэтому между игровым уголком и кабинетом архитектора больше общего, чем кажется.
привлечение посетителей в торгово-досуговые центры
Тенденция смещения покупательской активности в online набирает обороты не первый год, и сейчас уже очевиден отток покупателей из торговых центров, что, разумеется, негативно сказывается на доходах всего offline рынка. Масштабы грядущей проблемы легко оценить по опыту «антиковидного» карантина.
Увлечение виртуальными покупками и развлечениями — следствие не только нехватки времени в условиях бешенного ритма современной жизни, но и условий новой реальности. Торговый центр прошлого поколения — коробка без окон, которая, как правило, никак не взаи-модействует с городской средой, она тесна и некомфортна для избалованного современного горожанина. Посещение такой локации несет только стресс.
Важно помнить, что любая покупка, помимо ее утилитарной ценности, несет в себе эмоции. Это общение с людьми, тактильные ощущения при выборе вещи, различные виды развлекательного или культурного досуга в перерывах… Все это в полном объеме можно получить только вживую, оказавшись в современном торгово-развлекательном центре. Поэтому наша задача — подарить эмоции, которые покупатель не сможет получить, сидя дома за компьютером.
Досуговые тренды
Культурно-развлекательный досуговый функционал ТРЦ — важный инструмент привлечения посетителей. Но современная публика уже искушена многозальными кинотеатрами, фуд-кортами и прочей типовой атрибутикой, а, следовательно, ее требуется удивить заново.
Развлечения
Расширение сферы развлечений за счет применения новых технологий дает возможность быть не просто зрителем, но и участником виртуального действия. Иммерсивные театральные постановки, иммерсивные шоу, а также кинотеатры уже привлекают жаждущую новых впечатлений публику. Дополненная реальность в киберспорте или фильмы в формате 360˚ с яркими визуальными эффектами на купольном экране, детские игровые зоны, концерты, праздничные мероприятия и квесты возможны без применения дорогостоящих VR-технологий. Более того, подобные мероприятия могут служить отличной рекламной площадкой для брендов, представленных в торговом центре.
Организация питания
Иногда именно ради фуд-кортов и рыночных пространств люди готовы выйти из дома, поэтому работа с этим форматом всегда останется актуальной. Гастрономические мероприятия, мастер-классы, тематические вечеринки на отрытом воздухе на кровле — огромное количество форматов, которыми можно завлечь публику.
Спорт
Интеграция спортивной индустрии в ТРЦ как точка притяжения посетителей уже широко применяется. Однако совместно с уникальными архитектурными решениями это может стать изюминкой: на эксплуатируемой кровле можно разместить теннисные корты или любительские футбольные и гольф-поля, площадки для петанка, детских игр или занятий йогой. Есть успешные примеры создания трасс для картинга в зоне парковок, скейт-парков и катков. Скалодром может стать успешным решением для фасадной части и будет служить активной точкой привлечения спортивной публики.
Образование
Включение образовательных мероприятий в программу посещения ТРЦ — одно из новых веяний. Лекции, мастер-классы, тренинги и бизнес-семинары делают ТРЦ частью повседневной жизни посетителей.
Интеграция в среду
Встраивание ТРЦ в окружающую застройку усиливает роль общественной и развлекательной составляющих. Организация парков, катков, сезонных фуд-кортов на прилегающих территориях поможет привлечь посетителей и стать неотъемлемой частью их отдыха.
Релаксация
Любителям пассивного отдыха, чтобы расслабиться и отвлечься от ритма жизни мегаполиса, отлично подойдут зеленые рекреационные зоны, зимние сады или, что называется, city forest — свежее функциональное решение для эксплуатируемой кровли.
Создание теплого оазиса в условиях серой и холодной зимы средней полосы выигрышно выделит ТРЦ на общем фоне. Баня, хамам, сауна или римские термы — уютное тепло, освежающие напитки, бассейн, общение в компании, легкие развлечения.
Таким образом, многофункциональный ТРЦ, грамотно интегрирующий торговые, развлекательные, образовательные функции, а также зоны отдыха и площадки для проведения мероприятий и гармонично вписывающийся в инфраструктуру района, позволит существенно увеличить трафик и приобретет высокий статус в глазах посетителей и арендаторов.
Архитектура, конструктив и инженерия
Большинство людей — визуалы: они познают и воспринимают мир через зрительный контакт. Поэтому, проектируя ТРЦ, архитектор должен сделать его образ ярким и уникальным: запоминающийся фасад и его фотогеничность гарантируют узнаваемость, архитектурные решения формируют единую экосистему для работы, досуга и отдыха. Организация активных общественных зон на прилегающих территориях может стать ключевым преимуществом для моллов, окруженных жилой застройкой. Широкий горизонт планирования позволяет спродюссировать не только процессы внутри ТРЦ, но и продумать маршруты вокруг него, а значит «включить» объект в жизнь города. На этапе проектирования важно предусмотреть видовые точки, открытые балконы или веранды для общественных пространств, эксплуатируемую кровлю, интерактивное решение фасада, специализированные помещения: амфитеатры, залы, сцены — все это поможет создать дополнительные акценты, притягивающие посетителей.
Помимо новых технологий и wow-эффектов обязательно обеспечение комфорта посетителей. От этого напрямую зависит время, проведенное ими в ТРЦ. Просторные проспекты для свободного движения и широкий обзор торговых павильонов помогают создать комфортную обстановку на общих площадях. Организация покупательских потоков, реализация безбарьерной среды, наличие атриумов с естественным освещением, понятные планировочные решения делают прогулку по ТРЦ легкой и интересной.
Важно помнить о климатическом режиме. Создать и поддерживать микроклимат позволяют системы приточно-вытяжной вентиляции. От выбранного инженерного решения, его производительности, сбалансированности и экономичности будут зависеть не только расходы на эксплуатацию, но и лояльность посетителей.
Выводы
Общей канвой всего вышесказанного является продуманная интеграция коммерческих площадей и досуговых зон, которые не просто расположены рядом, но эффективно дополняют друг друга и работают на одну цель — повышение доходности всего предприятия.
Закладывать подобные решения в проект необходимо на самом раннем этапе проектирования для разработки оптимальных архитектурных и конструктивных решений, а также для тщательной проработки всех необходимых, в том числе и специфических, инженерных систем.
Говоря о специфике стоить заметить, что проектирование торговых, спортивных и общественных объектов обладает рядом индивидуальных особенностей, связать которые в единый проект современного торгово-развлекательного центра способны специалисты компании «Мераком».
Оперативная консультация по вашему проекту
Чем мы можем вам помочь? Опишите свою задачу или задайте вопрос, заполнив поля ниже. Наш специалист свяжется с вами и ответит на все ваши вопросы.